Система Марии Монтессори

Выдающийся итальянский ученый, врач – антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог – гуманист Мария Монтессори (1870 – 1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. М. Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.

Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она создала медико – педагогический институт для детей с ограниченными возможностями, где разработала дидактический материал. Основная идея заключалась в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. И когда на олимпиаде в Риме в 1900 году воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению – это стало настоящей сенсацией!

После победы воспитанников Марии Монтессори на олимпиаде она сказала: «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!»
И Мария Монтессори начинает работать с обычными детьми. Стремясь опереться на современные научные знания, она поступает на философский факультет, изучает труды французских ученых – Сегена, Итара, ведет переписку с детским психологом Анной Фрейд, работает с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и др.

Мария Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды – промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – т.к. у детей возникают и закрепляются социальные навыки. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. В работах Марии Монтессори вы можете познакомиться и с другими сензитивными периодами.

Развитие инициативности, самостоятельности, уверенности, умение делать выбор и нести за него ответственность – вот некоторые из задач, которые ставит перед собой Монтессори – система.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сензитивные периоды.

Основные принципы Монтессори – системы

Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего предназначена система Монтессори.

Свобода выбора

Задача: дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

Что получаем в результате:

  • Ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства
  • Учится делать выбор
  • Учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность
  • Свобода выбора формирует в ребенке инициативность
  • Наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность

Наличие специального комплекта дидактического материала

Задача: дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори – среды.

Что получаем в результате:

  • Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
  • Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах
  • Взаимопроникающая логика построения Монтессори – среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики)

Контроль ошибок

Задача: заложить в Монтессори – материалы возможность контроля ошибок, что позволит ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

Что получаем в результате:

  • Формирование адекватной самооценки
  • Развитие поисковой активности ребенка, инициативности
  • Самоконтроль
  • Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку
  • Проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно

Монтессори – педагог прошедший специальную подготовку

Задача: знание педагогом, так называемых, презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори – среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).

Что получаем в результате:

  • Максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком
  • Возможность поэтапного освоения навыка
  • Развитие точности восприятия
  • Развитие концентрации внимания
  • Развитие памяти ребенка и умения работать по образцу
  • Развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего)

Наличие определенных правил работы в Монтессори – среде

Задача: Соблюдение правил: уборка за собой; работа на ковриках; по классу передвигаемся тихо; твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и другие.

Что получаем в результате:

  • Приучение к порядку
  • Умение организовать свое рабочее место
  • Умение рационально использовать пространство
  • Умение нести ответственность за собственный выбор
  • Потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт)
  • Развитие социально – адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое
  • Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины

Разновозрастность

Задача: необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.

Что получаем в результате:

  • Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми)
  • Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу
  • Формируется чувство взаимопомощи
  • Младшие имеют возможность учиться у старших
  • Старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности

Дети – активные участники процесса обучения

Задача: часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.

Что получаем в результате:

  • Развитие уверенности в себе, самостоятельности
  • Удовлетворение потребности в чувстве собственной значимости
  • Развитие познавательной активности ребенка, любви к обучению
  • Умение задавать вопросы и отвечать на них
  • Профилактика страха публичных выступлений
  • Умение передать информацию другим и умению слушать, владение ораторским искусством

Не делать за ребенка то, что он может сделать сам

Задача: Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной.

Что получаем в результате:

  • Уверенность в собственных силах
  • Самостоятельность
  • Решительность
  • Более интенсивное овладение и усвоение различных навыков
  • Формирование адекватной самооценки
  • Удовлетворение потребности во взрослении

Отсутствие оценок взрослого

Задача: не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.

Что получаем в результате:

  • Независимость от чьей-либо оценки
  • Формирование позитивного образа «я»
  • Уверенность в себе
  • Умение объективно оценить себя, свои поступки и работу
  • Ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку

Отсутствие соревновательного мотива

Задача: не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «я – вчера» и «я – сегодня», а не «я в сравнении с другим».

Что получаем в результате:

  • Формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «я»
  • Самодостаточность
  • Уверенность в себе

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!