Периоды развития

Мария Монтессори в своем итоговом труде «Разум Ребенка» (1952) создала новое направление в педагогике – развитие детей первых 3 лет.

По Монтессори, ребёнок от рождения наделён жаждой познания мира, он от природы любознателен, инициативен. Задача взрослых – создать условия, при которых заложенные природой качества развивались бы.

Основополагающим принципом ее теории является то, что «Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой». Психолого – физиологической основой данного процесса выступает особенность раннего детства, которую Мария Монтессори охарактеризовала как «впитывающий ум». По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни.

Как понять взрослому, что интересно именно этому ребёнку именно сейчас? Способ один – наблюдение за выбором ребёнка.

Путем длительных тщательных наблюдений за детьми этого возраста, на базе последних научных достижений в области детской антропологии, психологии, а также на основе знаний о сензитивных периодах (периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам), создана Монтессори – среда, максимально отвечающая потребностям малышей с 8 месяцев до 3 лет.

Cензитивные периоды в возрасте до 3 лет

Период восприятия порядка (с рождения до 3 лет)

Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори – материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

Период развития движений и действий (с 1 до 4 лет)

Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка. В Монтессори – среде для малышей есть спортивные снаряды: бум для хождения, мячи, батут, тачка, качалка и др. Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов, а так же дает возможность оптимально регулировать свою деятельность в течение занятия.

Период сенсорного развития (с рождения до 5,5 лет)

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори – среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.

Период восприятия маленьких предметов (с 1,5 до 5,5 лет)

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно – моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы как, Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

Период речевого развития (с рождения до 6 лет)

Чем меньше ребенок, тем все понятия, с которыми он знакомится, должны быть максимально наглядными. Для эффективного усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт». В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

Несмотря на временные рамки сензитивных периодов, время их проявления и характер протекания у каждого ребенка свои. Это обуславливается индивидуальным темпом психической деятельности, темпом биологического созревания, индивидуальными особенностями, условиями развития каждого малыша и многим другим.

Как обучать малышей, если сфера их интересов (те самые сензитивные периоды) могут абсолютно отличаться? Только в одних условиях – наблюдая за выбором и характером работы каждого малыша.

Почему маме так важно быть вместе со своим малышом на занятии? Ответ на вопрос – в возрасте ребёнка. В этом возрасте выражена потребность малыша в безопасности.

Помимо формирования образовательных знаний, умений и навыков, приоритетным в Монтессори – системе остается формирование Личности ребенка.