Система Марии Монтессори

Выдающийся итальянский ученый, врач – антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог – гуманист Мария Монтессори (1870 – 1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека. М. Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.
Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она создала медико – педагогический институт для детей с ограниченными возможностями, где разработала дидактический материал. Основная идея заключалась в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. И когда на олимпиаде в Риме в 1900 году воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению – это стало настоящей сенсацией!
Мария Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды – промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – т.к. у детей возникают и закрепляются социальные навыки. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. В работах Марии Монтессори вы можете познакомиться и с другими сензитивными периодами.
Развитие инициативности, самостоятельности, уверенности, умение делать выбор и нести за него ответственность – вот некоторые из задач, которые ставит перед собой Монтессори – система.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сензитивные периоды.
Основные принципы Монтессори – системы
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего предназначена система Монтессори.
Свобода выбора
Задача: дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.
Что получаем в результате:
- Ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства
- Учится делать выбор
- Учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность
- Свобода выбора формирует в ребенке инициативность
- Наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность
Наличие специального комплекта дидактического материала
Задача: дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори – среды.
Что получаем в результате:
- Всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
- Максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах
- Взаимопроникающая логика построения Монтессори – среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики)
Контроль ошибок
Задача: заложить в Монтессори – материалы возможность контроля ошибок, что позволит ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.
Что получаем в результате:
- Формирование адекватной самооценки
- Развитие поисковой активности ребенка, инициативности
- Самоконтроль
- Развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку
- Проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно
Монтессори – педагог прошедший специальную подготовку
Задача: знание педагогом, так называемых, презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори – среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).
Что получаем в результате:
- Максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком
- Возможность поэтапного освоения навыка
- Развитие точности восприятия
- Развитие концентрации внимания
- Развитие памяти ребенка и умения работать по образцу
- Развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего)
Наличие определенных правил работы в Монтессори – среде
Задача: Соблюдение правил: уборка за собой; работа на ковриках; по классу передвигаемся тихо; твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и другие.
Что получаем в результате:
- Приучение к порядку
- Умение организовать свое рабочее место
- Умение рационально использовать пространство
- Умение нести ответственность за собственный выбор
- Потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт)
- Развитие социально – адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое
- Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины
Разновозрастность
Задача: необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне. Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
Что получаем в результате:
- Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми)
- Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу
- Формируется чувство взаимопомощи
- Младшие имеют возможность учиться у старших
- Старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности
Дети – активные участники процесса обучения
Задача: часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга. Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.
Что получаем в результате:
- Развитие уверенности в себе, самостоятельности
- Удовлетворение потребности в чувстве собственной значимости
- Развитие познавательной активности ребенка, любви к обучению
- Умение задавать вопросы и отвечать на них
- Профилактика страха публичных выступлений
- Умение передать информацию другим и умению слушать, владение ораторским искусством
Не делать за ребенка то, что он может сделать сам
Задача: Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной.
Что получаем в результате:
- Уверенность в собственных силах
- Самостоятельность
- Решительность
- Более интенсивное овладение и усвоение различных навыков
- Формирование адекватной самооценки
- Удовлетворение потребности во взрослении
Отсутствие оценок взрослого
Задача: не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
Что получаем в результате:
- Независимость от чьей-либо оценки
- Формирование позитивного образа «я»
- Уверенность в себе
- Умение объективно оценить себя, свои поступки и работу
- Ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку
Отсутствие соревновательного мотива
Задача: не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «я – вчера» и «я – сегодня», а не «я в сравнении с другим».
Что получаем в результате:
- Формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «я»
- Самодостаточность
- Уверенность в себе
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!